Этническая толерантность

Исследование теоретических аспектов формирования этнической толерантности учащихся общеобразовательных школ требует более детального рассмотрения категории «сознание». В психологических словарях сознание определяется как высшая форма пси-хического отражения действительности, присущая только человеку и неразрывно связанная с языком, посредством которого оно осуществляется[.Язык в материальной форме передает знания, мысли людей, служит воплощением явлений сознания. При помощи слова человек обозначает свои впечатления, отдает себе в них отчет, осознает их. Благодаря сознанию, человек намечает более или менее отдаленные цели своей деятельности, регулирует свое поведение, влияет на поведение других людей. В философии различают три формы сознания: общественное, групповое и индивидуальное. Обратимся к их характеристикам.Так, «Общественное сознание – это совокупность идей, взглядов, представлений, эмоций, чувств, настроений, традиций, привычек и т.д., присущая обществу в целом или отдельным социальным группам: классам, нациям, и т.д. Различают два уровня общественного сознания: идеологию и общественную психологию. По своей структуре общественное сознание включает в себя философское, политическое, экономическое, нравственное, правовое, религиозное сознание, в каждом из которых есть как элементы идеологии, так и социальной психологии.

Вопрос об источниках сознания в течение длительного времени был и остается предметом анализа философов и естествоиспытателей. Философско-реалистическое направление в понимании источников выделяет среди множества факторов, обуслав-ливающих содержание сознания, нижеследующие факторы.

Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. Такого рода информация является результатом взаимодействия человека с наличной средой, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею.

Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие понятия, этические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания. Сюда относят средства, способы и формы познавательной деятельности. Часть норм и запретов социокультурного характера транслируется в индивидуальное сознание, становясь качеством «сверх-Я».

Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмыслить свое прошлое, конструировать свое будущее и т.п.; разные люди по-разному реагируют на музыку, произведения живописи и т.д., продуцируя специфические переживания и образы.

Четвертый источник сознания – мозг, как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи, осуществления общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и  его биохимическая организация воздействует на сознание, его состояние.

Эпицентром этнотолерантного сознания является сознание собственного «Я» и «другого Я». Оно рождается в коммуникации и трансакции, отражает социальное бытие и творит его. Основываясь на исследования ученых, можно определить следующие функции этнотолерантного сознания: отражение поликультурной среды; конструктивно-диалоговая; регулятивно-оценочная; рефлексивная функция является основной и характеризует сущность сознания. качестве объекта рефлексии может выступать: 1) своя культура и самоидентичность; 2) размышления об истоках своей культуры; 3) способы регуляции человеком своего поведения в соответствии с национальным стереотипом; 4) собственно процессы рефлексии; 5) свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значение и смысл рождаются в бытийном слое. Венцом сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом к себе относиться. Главная функция самосознания — сделать для человека доступными с мотивами и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием; либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Общественное сознание несет в себе как личностный образ конкретной исторической эпохи, так и фиксирует самые сущностные для бытия человечества ценности. В этом аспекте общественное сознание близко к категории «менталитет». Хотя ряд ученых в своих исследованиях разводят понятия «общественное сознание» и «менталитет», считая, что «глубинные, корневые, ментальные качества и характеристики, отнюдь не элементы индивидуального и общественного сознания, чувствительные к всевозможным манипуляциям и деформациям и поэтому преходящие во времени, являются объектами социального наследования и сохраняются в долговременной социальной памяти, предопределяющей содержание и структуру социально-генетического кода личности и общества». Так, например, можно заметить, что казахский народ отличается своей терпимостью к представителям других наций, их культуре, религии, чего нельзя сказать обо всех народах, населяющих Казахстан. Здесь в качестве примера уместно упомянуть мирное сосуществование в казахстанских селениях мусульманских мечетей, православных церквей, иудейских синагог, корейских молебных домов и др.

Общественное сознание имеет способность аккумулировать в себе не только потребности сегодняшнего дня, но и вечные общечеловеческие потребности, предъявляемые человеку общественным сознанием. На этом стыке и проявляется диалектика общественного и индивидуального сознания. Роль «значений» и «личностных смыслов» для общественного и индивидуального сознания является предметом принципиальных разногласий. Наиболее полное свое определение данные образующие сознание получали при противопоставлении друг с другом. Основным параметром такого противопоставления все же явилось их противоположность как общественного и индивидуального. Их дифференциацию и окончательное отделение друг от друга А.Н.Леонтьев рассматривает в ходе развития общественного сознания на этапе разложения первобытного сознания и постепенной трансформации его в сознание человека классового общества. Он определяет значение как форму, «в которой отдельный человек овладевает обобщенным и отраженным человеческим опытом», а смысл – как объективно-субъективную категорию, которая отражает субъективное отношение к действительности и определяет деятельность личности.

Личностные смыслы, как правило, представлены в индивидуальном сознании на неосознаваемом уровне (А.Г.Асмолов). Считается, что если личностные смыслы осознаются, то они могут стать ценностями личности. Ценности личности — это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни, которые определяют главные постоянные отношения человека к основным сферам жизни: к миру, другим людям, к самому себе. Понимание культуры как источника смыслов не только предполагает включение смыслов в структуру общественного сознания, но и обуславливает иной взгляд на природу происхождение личностных смыслов. Выдвигается гипотеза, что личностные смыслы «образуются при усвоении конкретным человеком объективных культурных смыслов, представленных в духовных ценностях». Различных формах сознания доминирующим становится тот или иной элемент смысловой системы. Так, при сравнении индивидуального и общественного сознания доминирующими составляющими первого являются субъективные индивидуальные значения и личностные смыслы, второго – значения, объективный культурный смысл и сфера чувств.

Итак, с позиции рассмотренных взглядов известных ученых, индивидуальное этнотолерантное сознание можно определить как систему личностных толерантных смыслов, регулирующих и определяющих отношение личности к миру, к людям разных этносов и к самому себе. Данное смысловое образование получает свой отдельный статус в силу специфических функций и особого положения в общей системе смысловых образований личности: — личностные смыслы толерантности гармонизируют (согласуют) индивидуальные и социальные интересы как в контексте отдельной группы, так и всей социальной общности, обеспечивая адекватное существование индивида в обществе; — личностные смыслы этнической толерантности являются результатом и условием решения экзистенциальных проблем человека, составляя духовный пласт личности; — данные функциональные особенности позволяют утверждать, что личностные смыслы межэтнической толерантности являются базовыми, системообразующими элементами смысловой системы личности, определяя ее межличностное, поликультурное функционирование и развитие.

Развитие индивидуального этнотолерантного сознания как процесс, следует рассматривать через особую психическую деятельность по преобразованию объективных культурных смыслов, несущих духовный опыт человека в личностные смыслы с целью определения и регуляции отношений личности к людям разных национальностей и этносов к себе, к миру вообще. Процесс становления личностных смыслов у детей школьного возраста требует от учителя болееширокого спектра взаимодействия с ребенком, специально организованной педагогической деятельности с опорой на понимание закономерностей развития индивидуального сознания в рамках определенного возрастного этапа.

Таким образом, в качестве одного из средств формирования этнической толерантности у школьников, на наш взгляд, эффективно применять этническую культуру народов Казахстана, поскольку в нашем государстве в этом плане накоплен достаточный опыт работы. А в теоретическую модель формирования этнотолерантного сознания школьников мы считаем нужным включить такие понятия, как: «сознание», мышление (теоретическое, эмпирическое, наглядно-образное, эмоционально-образное, творческое) и язык; «бессознательное» (архетипы, интуитивное мышление, духовная жизнь); «подсознание»; «сверхсознание» (основа творческого процесса), общественную и индивидуальную форму сознания, «общественное толерантное сознание», «индиви-дуальное толерантное сознание», направленных на решение общественно-значимых задач, на усвоение общечеловеческих ценностей. Этнотолерантное сознание школьника мы рассматриваем через особую психическую деятельность с целью определения отношений личности школьника к людям разных этносов, к себе, к личностным и социальным ценностям.

Кабылбекова З.Б., Битемирова В.Б.

д.п.н., профессор, SILKWAY Международный Университет, г.Шымкент

магистрант, SILKWAY Международный Университет, г.Шымкент

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


444