ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ

В этом статье авторы публикуют свои научные достижения к 25 летию Ассамблеи народа Казахстана. В публикациях авторы рассказывают о достижениях Ассамблеи за 25 историю развития.

* * *

Обращаясь к участникам Ассамблеи, наш глава государства Н.А.Назарбаев отметил: «Казахстанцы по-настоящему стали единым народом, избежав национальной  нетерпимости и вражды. Мы создали Казахстан, теперь наша задача создать Казахстанцев, Патриотов своей Родины».

Казахстан недаром называют лабораторией дружбы народов. Опыт, накопленный в плане стабилизации и развития межэтнических отношений, уже сегодня считается уникальным.

В нашем регионе проживают представители 108 этносов. Этнокультурные центры принимают участие во всех значимых мероприятиях, проводимых в области. Для всех этнокультурных центров созданы условия для сохранения и развития своего языка, культуры и традиций.

При этнокультурных центрах созданы воскресные школы, совет старейшин и молодежные крылья. В области функционирует «Дом дружбы», музей «Дружбы», областной казахский, русский и узбекский драмтеатры.

Согласно плану работы секретариата ассамблеи области, совместно с этнокультурными объединениями были проведены новогодние утренники, праздники «Рождество», «Масленица», «Хануки», «Рош-а-шана», «Медовый спас», «Наурыз мейрамы», Новый год по Восточному  календарю, «Сабантуй», «День славянской письменности и культуры», также были проведены: международный конкурс «Казахская романсиада», конкурсы «Играй, гармонь!», «Офарин», областная спартакиада среди этнокультурных центров, фестиваль «Достық дастарханы», День матери. В целях сохранения и развития языка, культуры и традиций проводятся дни этносов.

Сегодня трудно представить себе культурную жизнь г. Шымкент без мероприятий, проводимых этнокультурными центрами. Фестивали, смотры-конкурсы, тематические концертные программы собирают полные залы и лучше любых красивых слов учат постигать национальную самобытность народов нашей страны, уважать  и понимать друг друга.

— Просто замечательно,  что мы можем приходить друг к другу на праздник, получать приятные впечатления, общаться с талантливыми людьми, заряжаться хорошим настроением,  — говорят участники. Ведь это свидетельствует о том, что у нас есть для культурного отдыха все возможности: в Казахстане мир, стабильность, благополучие, равные права у представителей всех этносов. «Играй, гармонь», День матери, конкурс красоты, танцевальный марафон, Рождественские встречи – вот лишь малая часть культурной палитры юга Казахстана.

Большую работу по сохранению и пропаганде традиций представителей разных этносов проводит Музей дружбы народов, расположенный в городском Центре детства и юношества. Ставший одной из визитных карточек Шымкента, он собрал экспонаты, рассказывающие об уникальном многонациональном разнообразии юга, самобытности истории и культуры народов. Как правило, многочисленные гости края начинают знакомство с ним именно с музея. Так, здесь побывали участники акции «С любовью – в Казахстан», организованной руководством области для бывших соотечественников. Из разных стран дальнего и ближнего зарубежья в Шымкент приехали люди разных национальностей – те, кто когда-то жил, учился, работал в Южно-Казахстанской области.

«Я бывал во многих странах мира, но нигде не видел Музея дружбы народов. Отрадно, что в моем родном Шымкенте такой есть. Я бы привез сюда ответственных за межнациональные вопросы из других республик: учитесь!», — сказал один из основателей Чернобыльского движения в СССР, депутат Головинского муниципального собрания Москвы, уроженец Шымкента Олег Пазиков.

Ко Дню единства народа Казахстана были организованы: театрализованное представление «Бірлігі бекем ел», вокально-хореографическая композиция «Байтақ елім Қазақстан», концерт творческих коллективов. На этом мероприятии этнокультурным объединениям был вручен  Грант акима области за активное участие в общественно-политической жизни области, значительный вклад в укреплении дружбы и межэтнического согласия.

Также был проведен фестиваль дружбы народов Казахстана «Қазақстан – құт-береке мекені», в котором приняли участие творческие группы этнокультурных центров и коллективы художественной самодеятельности.

При культурных центрах в настоящее время функционируют 11 воскресных школ.

Отрадно, что среди южноказахстанцев, к какой бы этнической группе они не принадлежали, крепнет осознание важности сохранения и укрепления казахского языка, его государственных функций. Отрадно еще и то, что эти процессы идут естественными темпами, без революционного надлома.

Ежегодно в День языков народа Казахстана проходит праздник языка «Тіл – халықтың мұрасы», конкурс на знание государственного языка «Мемлекеттік тіл — мерейім».

Активизировалась деятельность воскресных школ при национально-культурных центрах. В них обучаются дети немецкой, корейской, еврейской, иранской, армянской национальностей. Дети изучают здесь язык, историю, литературу своего народа. В школах области ведутся факультативные занятия по изучению курдского и таджикского языков.

В области стало традицией ежегодно проводить фестиваль «Дружбы народов Казахстана», конкурсы патриотических песен «Елім менің», «У литературы, как у дружбы, нет границ».

При ассамблее области создана научно-экспертная группа, в состав которой вошли ученые, представители этнокультурных объединений, сферы образования, средств массовой информации, руководители местных исполнительных органов, а также депутатская группа «Ел бірлігі» областного маслихата по вопросам мира, общественного и межэтнического согласия.

Ассамблеей области и научно-экспертной группой в Южно-Казахстанском государственном университете им. М.Ауэзова была организована и проведена международная научно-практическая конференция «Опыт, проблемы и перспективы формирования культуры межэтнических и межконфессиональных отношений в обществе». В работе конференции приняли участие ученые России, Кыргызстана, Узбекистана, представители секретариатов ассамблеи  и этнокультурных объединений Алматинской, Кызылординской, Жамбылской областей. В рамках конференции была проведена презентация книги руководителя научно-экспертной группы при ассамблее области А.Калыбековой «Қазақ халық тәрбиесінің асыл мұрасы».

Круг проблем, рассмотренных в ходе работы конференции:

  • трехъязычная система обучения;
  • проблемы развития государственного языка;
  • опыт этнокультурных центров, учебных заведений и других социальных институтов в формировании культуры межнационального общения.

Материалы конференции были опубликованы в виде сборника, куда вошло более 80-ти докладов.

Тематика настоящей конференции охватывает  большой и значимый пласт проблематики формирования культуры межэтнических и межконфессиональных отношений.

На конференции была возможность обменяться опытом работы, осмыслить сделанное, увидеть перспективу для новых замыслов и дел.  Итоги международной конференции показали, что теоретические изыскания, воплощенные в практическую деятельность, безусловно, окажут позитивное влияние на внутриполитические процессы в современном обществе и будут способствовать продвижению Республики  Казахстан по пути демократии  и прогресса.

Проведена встреча с представителями молодежи «Жастар Елбасымен бірге», форум молодежи  «Ценности Независимости – наследие молодым».

Идеи толерантности должны пронизывать учебно-воспитательную деятельность детских садов, школ, гимназий, колледжей и вузов, т.е. должна быть система, последовательность и преемственность, и здесь большая роль принадлежит учителям, педагогическим коллективам. Следует отметить, что введение поликультурного образовательного компонента в образовательный процесс школы будет способствовать формированию целостного мировоззрения у детей об особенностях культурного наследия разных народов, толерантного сознания, культуры межнационального общения.

В этом направлении НЭГ проводит определенную работу: круглый стол «Формирование  культуры межнационального общения в общеобразовательных школах Южно-Казахстанской области», проведение форума «Идеи толерантности, духовного единения и межконфессионального  сотрудничества как основа государственной политики».

В школе-гимназии №1 имени Ю.Сареми Сайрамского района научно-экспертной группой был организован выездной методологический семинар на тему «Взаимосвязь школы и вуза в формировании поликультурной личности школьника».

Цель семинара: пропаганда основных положений Доктрины национального единства,  обобщение опыта работы школы и вуза в формировании поликультурной личности школьника. Интересным и содержательным был доклад д.п.н., доцента кафедры Алметова Н.Ш. на тему «Воспитание поликультурной личности школьника в условиях многоязычного  обучения».

Опытом работы и перспективами по внедрению адаптированной модели многоязычного и билингвального обучения и воспитания учащихся поделился в своем выступлении директор школы-гимназии №1 имени Ю.Сареми Нуралиев Б.У. Цель данной модели — формирование поликультурной личности школьника на основе изучения родного (узбекского), казахского (государственного), русского (языка межнационального общения) и английского (языка успешной интеграции в глобальную экономику), а также культуры, традиций и обычаев различных этносов, проживающих в Казахстане. На семинаре выступил председатель узбекского культурного центра ЮКО Хакимжанов И.А., который подчеркнул важность полиэтнического воспитания учащихся.

Как реализуются данные задачи в учебно-воспитательном процессе, продемонстрировали учителя данной школы на уроках-презентациях.

Урок-презентацию «Тiлге құрмет – елге құрмет» в 10«Б» классе провела учительница казахского языка и литературы Абдрешова Меруерт Сайлауовна. Урок был организован в виде конкурса двух команд, которые соперничали между собой в знании творчества Абая Кунанбаева, прекрасно исполняли его стихи и песни, читали отрывки из его поэм «Ескендiр», «Масғут», комментировали слова назиданий великого поэта и мыслителя.

Учительница начальных классов Абдурахманова Д.А. провела урок на тему «Казахстан-родина моя» по предмету «Познание мира» в 3«В» классе. Урок проводился на русском языке. Семинар завершился концертной программой «Қазақстан-бiздiң Отанымыз».

По итогам работы методологического семинара были выработаны рекомендации по совершенствованию совместной работы общеобразовательных школ, вуза и других социальных институтов в реализации Доктрины национального единства.

На местных телевизионных каналах идут передачи с участием руководителей этнокультурных центров, организованы телепередачи: «Казахстан — наш общий дом», «Сто этносов», «Юртумиз жамоли», «Жастық жанары» ,«Ата салтың — қалыпты қалпың» ,«Ауылым — алтын бeciriм», «Мемлекеттiк тiл — менiң тiлiм», «Жексенбiлiк мектептiң жемiсi», посвященные межэтнической тематике.

На сегодняшний день в области действуют 169 средств массовой информации, из них 145 выходит на государственном языке, 14 — на русском языке, 10 — на узбекском языке.

В Казахстане сформировались цивилизованные нормы взаимодействия людей разных этнических групп и вероисповеданий, что стало атрибутом казахстанской культуры. Содружество этнических групп и конфессий — феномен Казахстана — результат управления, основанного на взвешенной государственной политике по взаимодействию разных этнических и религиозных культур через их непосредственных носителей и создателей — народа Казахстана.

Во все времена вопрос «что делать?» был одним из самых актуальных в различных сферах человеческого бытия. Не обошел он и нас. Что делать, чтобы спасти не только нынешнее поколение, но, пожалуй, и будущее от бездуховности, безнравственности, невежества, реализовать в полной мере социальную функцию воспитания и образования детей?

Воспитание должно стать важнейшей составной частью реформы школы, которая пока ограничивается главным образом образовательным процессом — содержанием, новыми программами,. учебниками и технологиями преподавания. Воспитательные контексты находятся в тени, и об этом нужно сказать особо, ибо сложившаяся ситуация свела два разных, хотя и взаимосвязанных процесса обучения и воспитания в один, объединив их одним термином «Образование». В результате проблемы нравственного воспитания выпали из поля зрения.

Никогда не выйдет патриота из манкурта. Родину способен глубоко и пронзительно любить только тот человек, который способен снова и снова возвращаться к своим духовным истокам перед тем, как строить лестницу в будущее.

Казахи — жители Великой степи — испокон веков имели и громадную единую территорию, и единый язык, и единую национальную культуру.

В условиях роста национального самосознания, возрождения культурных и духовных традиций, языка возникает необходимость основательного, более глубокого знакомства школьников с духовными ценностями своего народа, с его национальной культурой, обычаями и традициями, т.е. скрепляющим элементом должна быть духовная связь между прошлым, настоящим, будущим, ее носителями являются образование, учителя, традидии.

Сейчас заметны движение и интерес молодежи к народным обычаям и традициям своих предков, к исконно национальному музыкально- поэтическому, хореографическому, изобразительному творчеству, к народным казахским костюмам, жилищу, к народному миропониманию. Все это следует рассматривать как стремление к духовному возрождению. Главное — не упустить этот момент. Помочь подрастающему поколению узнать «свои корни», развить интерес и потребность к истории своей национальной культуры — вот в чем задача всех, кто призван воспитывать, и, прежде всего, работников образования и культуры.

Ведь только зная свои национальные «корни», уходящие вглубь веков, можно воспитать у детей и молодежи уважение к достоянию прошлого, искреннюю любовь к родной Земле и вырастить из них настоящих истинных патриотов своей Родины, которые сохранят и бережно передадут накопленные знания будущим поколениям.

Помимо традиционных пожеланий мира, добра и благополучия, позволю себе напомнить одну непреложную истину. При всех наших богатствах, при всех наших достижениях самый бесценный ресурс нашего государства — ЛЮДИ.

От них зависит благополучие и процветание страны. И мы не можем позволить себе утратить это достояние. Напротив, должны всемирно содействовать тому, чтобы демографический фон государства прирастал как в количественном, так и в качественном отношении, чтобы все граждане Казахстана с гордостью заявляли о себе как о представителях интеллектуальной, образованной и единой в своем многообразии нации. Для этого всем нам необходимы вера, мудрость и терпимость друг к другу.

В итоге такой работы общий казахстанский Дом становится богаче от развития и взаимообогащения различных культур. Казахстанцев должно объединять общее желание построить государство, в котором высшей ценностью признается человеческая личность, права и свобода каждого гражданина вне зависимости от национальной принадлежности. И кто бы куда бы не поехал -«Я — казахстанец», говорил бы с большой гордостью и достоинством.

«Счастье держится там, где его ценят», — говорят в народе. Все, что Казахстан достиг за эти годы, не свалилось на наши головы с неба. Не сохранив стабильность, согласие в обществе, нельзя говорить о вечности достигнутого.

Таким образом, формирование культуры межэтнического и межконфессионального согласия не формируется стихийно, необходима специально организованная целенаправленная совместная деятельность Ассамблеи народа Казахстана, этнокультурных центров, департаментов образования, внутренней политики, семьи, дошкольных учреждений, школ, колледжей, вузов.

В нашей стране только в общеобразовательных школах сегодня обучается более двух с половиной миллионов школьников разных национальностей.

Стержнем всей воспитательной работы в стране является идея воспитания казахстанского патриотизма, которая сводится к одной простой мысли «Казахстан — это наша Родина».

Калыбекова А.А.

академик АГН РК, доктор педагогических наук, профессор, ЮКГУ университет им.М Ауэзова, г.Шымкент

 Корнилко И.А.

кандидат педагогических наук, доцент, ЮКГУ университет им.М Ауэзова, г.Шымкент

 Швайковский А.С.,

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана по учебно-воспитательной работе,  г.Шымкент

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


444