Прозрачность деятельности ТОО «СК-Фармация»
Система Единого дистрибьютора в лице ТОО «СК-Фармация» создана с целью обеспечения лекарственными средствами населения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, повышения устойчивости и конкурентоспособности фармацевтической отрасли Республики Казахстан, развития фармацевтической промышленности путем консолидации государственных закупок лекарственных средств.
Товарищество всецело поддерживает и внедряет антикоррупционную политику в свою деятельность.
В ноябре 2019 года на базе единого дистрибьютора лекарственных средств и медицинских изделий заработал проектный офис «СК-Фармация – Адалдық алаңы». Идея о распространении опыта столицы по реализации антикоррупционной стратегии в рамках проектов «Регионы, свободные от коррупции»(Адалдық алаңы)была озвучена в рамках ПосланияПервого Президента – Лидера Нации Нурсултана Назарбаева «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» от 5 октября 2018 года.
Основная цель проекта – внедрение комплаенс политики и принципов добропорядочности в деятельности организации. В компании будут выработаны эффективные механизмы и процедуры, направленные на противодействие коррупционным действиям. Планируется создать консультативно-совещательный орган из числа представителей гражданского общества и бизнес-сообщества, задачей которого станет мониторинг деятельности компании. Большое внимание в рамках проекта планируется уделять внедрению современных цифровых технологий и инструментов профилактики коррупции, стратегии HR-менеджмента, основанной на принципах добропорядочности, открытости и нулевой терпимости к коррупции.
В то же время в компании уже активно ведется работа по созданию максимальной прозрачности и транспарентности в деятельности.
Так, при закупе лекарственных препаратов в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощис 2018 года реализуется проект по внедрению электронных закупок в сфере лекарственного обеспечения.
Электронный формат закупа позволяет устранить административные барьеры, обеспечить прозрачность и объективность закупочных процедур, что, в конечном итоге, поможет отрасли укрепить доверие казахстанцев. Полностью исключается работа на бумажных носителях. При электронном формате закупок полностью исключается прямое взаимодействие между работниками единого дистрибьютора и потенциальными поставщиками, что снижает коррупциогенность закупа, а каждое действие как потенциальных поставщиков, так и членов тендерной комиссии, оставляет электронный след в системе.
В 2019 году в электронный формат был переведен и закуп медицинских изделий, требующих сервисного обслуживания.
Для обеспечения прозрачности и транспарентности тендерных процедур по закупу услуг Единый дистрибьютор организует онлайн трансляцию основных тендерных процедур в онлайн режиме на своем официальном аккаунте в социальной сети Facebook. В режиме реального времени транслируются все этапы тендерных процедур при закупе услуг, обеспечивающих деятельность Единого дистрибьютора.
В конкурсную комиссию по заключению долгосрочных договоров входят представители Министерства здравоохранения, Министерства индустрии и инфраструктурного развития, НПП «Атамекен» и профильных ассоциаций. Более того в целях обеспечения гласности и прозрачности проведения тендера, расширен состав наблюдателей конкурсных процедур, которые присутствуют на всех заседаниях конкурсной комиссии.
Действует Контакт-центр по вопросам бесплатного лекарственного обеспечения по короткому номеру 1439 доступен как для городских, так и для мобильных телефонов. Все звонки бесплатны.
Операторы контакт-центра предоставляют обратившимся пациентам информацию о сроках и датах поставки необходимых медикаментов, отпускаемых бесплатно. Операторы контакт-центра детально разбирают каждую жалобу, устанавливают причины перебоев в получении лекарств, а региональные кураторы и представители единого дистрибьютора совместно с медицинскими организациями организуют формирование соответствующей заявки и скорейшую поставку необходимых препаратов в аптеки, даже если сама поликлиника по какой-то причине не заказала или заказала недостаточный объем лекарств.
После того, как региональные представители информируют контакт-центр о решении проблемы, и в информационной системе лекарственного обеспечения отражается отпуск препаратов, операторы контакт-центра вновь связываются с пациентом, чтобы промониторить получение им лекарств.
Для контроля фактического отпуска лекарств пациентам в рамках совместного проекта Министерства здравоохранения, ФСМС, Республиканского центра электронного здравоохранения и «СК-Фармация» реализован проект по рассылке SMS-оповещений пациентов, чьи данные как получателей бесплатных лекарств отражены в информационной системе лекарственного обеспечения. В общей сложности рассылка проводилась по базе данных, включающей 3 млн. телефонных номеров. В сообщении содержалась информация о номере рецепта и дате предоставления лекарства. В случае, когда пациент не получал эти медикаменты, ему предлагалось направить в ответ на SMS-уведомление цифру «0» или позвонить в контакт-центр «СК-Фармация» по номеру 1439. Звонок и SMS — бесплатны. Информация по каждому звонку и SMS была проанализирована, после чего направлена в министерство здравоохранения для инициации проверок правоохранительными органами.
В рамках проекта за апрель – июнь 2019 года в ответ на SMS-рассылку от пациентов поступил 2881 отклик. Так, 441 пациент не получал указанных препаратов, 32 человека не состоят на диспансерном учете и никогда не получали бесплатных лекарств, еще 10 пациентам лекарства были выданы частично.
Рассылка SMS-уведомлений позволила вовлечь в систему контроля самих пациентов. Благодаря их участию в мониторинге удалось выявить факты несоответствия между отметками в системе ИСЛО о получении препаратов и их фактическому обеспечению.
Первый проект был реализован в ноябре – декабре 2018 года, повторный в апреле – июне 2019 года. Проект планируется возобновлять на регулярной основе.
Кроме того, в 2019 году на интернет-портале единого дистрибьютора запущен единый электронный справочник по наличию бесплатных лекарств в медицинских организациях. Теперь заявки медорганизаций на лекарственные препараты стали еще более прозрачны для пациентов: справочник выполнен в формате интерактивной карты, где пациенты сами смогут увидеть в онлайн-режиме всю информацию по заявке медицинских организаций на лекарственные средства: была ли размещена заявка на искомый препарат медицинской организацией, в каком количестве и по какому графику, а также его наличие на текущий момент и планируемые сроки следующих поставок.
Работа по созданию максимальной прозрачности в деятельности Товарищества будет продолжена.