РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА НАСЕЛЕНИЯ И БИЗНЕСА О СОСТОЯНИИ КОРРУПЦИИ В КАЗАХСТАНЕ

Общественный фонд «Transparency Kazakhstan» провел мониторинг состояния коррупции за 2020 год, по результатам которого опрошено 9 тыс. респондентов по всей стране, изучено более полутора тысяч жалоб с портала Открытый диалог. В исследовании было задействовано около 200 экспертов, 173 социологов и 12 аналитиков.

****

По населению

Не утешительны результаты оценки значения коррупции при взаимодействии граждан с госорганами, так почти половина опрошенных жителей мегаполиса утверждает, что коррупция стала необходимой частью нашей жизни, без которой нельзя решить ни один вопрос в госорганах.

При этом уровень обращаемости граждан в бюджетные организации и государственные органы в городе Шымкент находится на высоком уровне и составляет 80-90%.

Опрос населения касательно услугами каких ведомств, Вы или члены Вашей семьи пользовались за последние 12 месяцев показал, что наиболее востребованными стали ЦОНы (68,8%); Государственные больницы и поликлиники (62,5%); Военкоматы (18,8%), Государственные детские сады (15,6%); Государственные вузы (12,5%); Управление земельных отношений (12,5%) и Государственные школы (9,4%).

****

Представление населения об уровне коррупции в государственных органах в разрезе восприятия людей, мнение о коррупции которых было основано на стереотипах распространенных в обществе и о непосредственном жизненном опыте.

По результатам исследования, доля тех, кто указал, что ни он, ни члены его семьи за последние 12 месяцев не попадали в коррупционную ситуацию при обращении в бюджетные организации и государственные органы, составила 88,7% (или       6 626 опрошенных).

Справочно:

По сравнению с 2019 годом данная группа незначительно выросла – с 6 532 до 6 626 респондентов из 7 200 опрошенных.

В ТОП-3 самых коррумпированных органов, по их версии, входят полиция (39,4%), суды (19,8%) и государственные больницы (18,8%).

По версии людей непосредственно участвующих в формальном решении вопросов, рейтинг коррумпированных госструктур возглавили государственные больницы и поликлиники, на втором месте полиция, далее управления земельных отношений, ЦОНы и другие (данные по республике).

Сравнение данных показывает, что респонденты, не обладающие коррупционным опытом, имеют преувеличенное представление о «размахе» коррупции.

Например, в полиции коррупция распространена, по мнению почти 40% респондентов из этой группы в то время, как только 9,6% (или 55 человек) из тех, кто имеет опыт неофициального решения вопросов, признали факт того, что договаривались с полицией. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении судов, каждый пятый считает, что в этих учреждениях распространена коррупция, и только 2% сообщили о том, что имели неформальные договоренности в стенах суда.

****

Показатели частоты попадания респондентов в ситуацию с неформальным решением вопроса, также делает Шымкент антилидером, на фоне невысокого уровня по всей стране (1-35%).

Рейтинг регионов с учреждениями наиболее подверженными коррупции сложился на уровне следующих данных: по Мангистауской, Павлодарской областям гг. Нур-Султан и Шымкент (50%, 56%, 60% и 100% соответственно неформальных случаев при обращении).

Следует особенно отметить результат города Шымкент, где все респонденты, которые имели опыт с коррупционной ситуацией, попадали в нее в государственных больницах.

В целом, чаще других учреждений, в стенах которых происходили неформальные случаи, помимо государственных медучреждений, назывались военкоматы (18,8%) и государственные вузы (12,5%).

****

Региональный разрез выявил интересные особенности при выборе кандидатуры на инициатора неформального решения вопроса при получении государственных услуг.

В 11 регионах большинство опрошенных разделяет мнение, что инициатива при таких обстоятельствах за самими людьми, получающими госуслуги.

При этом в городе Шымкент большая доля опрошенных (82,1%) полагают, что вину за неформальное решение при получении госуслуг в большей степени следует возлагать на представителей госорганов.

****

Явное предупреждение всем управленцам госорганов отражено в специфики ответов граждан на вопрос о том, кто является основным субъектом коррупционного взаимодействия со стороны шымкентских госорганов, где чаще других называли руководителей организаций (41,3%).

По мнению 63,5% респондентов, вознаграждением за услугу, оказанную коррупционным путем, сохраняется взятка в виде денег (по сравнению с 2019 годом рост составил 3%).

Вместе с тем, по мнению респондентов, люди стали чаще предлагать ответные услуги для заключения неформальных сделок. Услугообмен значимо распространен в отдельных регионах страны, в том числе и в Шымкенте (28,2%).

****

О существенных недостатках в работе свидетельствует статистика роста мнений об увеличении количества коррупционных случаев за последний год.

Касательно роста данной статистики чаще указывали опрошенные из города Шымкент (32,5%), Жамбылской (27,7%), Западно-Казахстанской (24,4%) и Костанайской областей (18,8%).

Более того, по мнению респондентов города о том, что государство скорее не справляется с задачей по противодействию коррупции, Шымкент занимает четвертую позицию.

Так, населением неудовлетворительная работа отмечена в Туркестанской (75,8%), Жамбылской (63,4%), Карагандинской (53,5%) областей и городе Шымкент (47,5%).

****

Отношение респондентов к институтам с низким уровнем доверия со стороны населения нужно отметить районные органы власти (акиматы), по городу Шымкент им доверяют лишь 15% опрошенных.

Вместе с тем, подавляющее большинство участников опроса (75-65%) Карагандинской, Туркестанской областей и города Шымкент назвали главным субъектом антикоррупционного влияния Президента и Агентство по противодействию коррупции.

****

Результаты исследования показывают, что около 60% казахстанцев готовы оказать содействие в борьбе с коррупцией. Данный результат указывает на довольно высокий уровень гражданского активизма в казахстанском обществе.

Вместе с тем, данный показатель находится ниже 50% среди респондентов из города Шымкент.

По бизнесу

****

Опрос субъектов предпринимательства проведен с целью изучения их коррупционного опыта с последующим определением сфер наиболее подверженных коррупции.

Общее восприятие коррупции в стране в целом такое же благоприятное, как и в прошлом году.

80,8% опрошенных согласны и скорее согласны с тем, что предприниматель может, не давая взяток, развивать свой бизнес в месте проживания и лишь 13,6% – не согласны и скорее не согласны с этой точкой зрения.

****

Большинство опрошенных (более 70% из 13 регионов) разделяет мнение, что нет никакой необходимости прибегать к неформальным методам решения вопросов при ведении собственного бизнеса.

Тогда как, среди представителей бизнеса городов Нур-Султана (45%) и Шымкента (30%) наблюдается сравнительно высокая доля тех, кто не верит в развитие бизнеса без коррупции.

****

По сравнению с прошлым годом предприниматели чаще всего попадали в неформальную (коррупционную) ситуацию в полиции.

Так в 6 регионах страны – Акмолинской, Алматинской, Жамбылской, Западно-Казахстанской областях и городах Алматы, Шымкент – предприниматели чаще указывали на это ведомство как месте коррупционного взаимодействия.

****

Отрицательные отзывы у предпринимателей возникают при получении государственных услуг.

О возрастании количества коррупционных случаев за последний год чаще других сообщали предприниматели из городов Нур-Султан (30%), Шымкент (30%) и Жамбылской области (20,9%).

Более того, жители Туркестанской (72,5%) и Жамбылской (56%) областей и городов Нур-Султан (55%) и Шымкент (50%) заявляют, что власти не справляются с задачей по противодействию коррупции при предоставлении государственных услуг бизнесу.

Вместе с тем, 60% шымкентских предпринимателей считают Агентство субъектом, оказывающим самое большое влияние на снижение уровня коррупции при предоставлении государственных услуг.

****

Одной из задач исследования выступала оценка устойчивости антикоррупционных ценностей в бизнес-сообществе. В качестве индикатора был использован вопрос о готовности предпринимателей внести личный вклад в снижение уровня коррупции.

По результатам исследования, доля субъектов бизнеса готовых оказать содействие или внести личный вклад в борьбу с коррупцией в нашем регионе, составила 40%, которые единогласно (100%) заявили не давать взяток.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


444